Приказ о списании дебиторской задолженности, образец

Дебиторская задолженность является совокупностью средств, оплаченных компаниям, фирмам, предприятиям или физическим лицам, которые оказали услуги или отгрузили товар. Буквально любое юридическое лицо имеет наличие на балансе дебиторской и кредиторской задолженности. Без ДЗ нет возможности вести хозяйственную деятельность. ДЗ относится к активам компании.

Виды дебиторской задолженности

Классификация ДЗ проводится по таким критериям:

  1. Относительно срока.
  2. Относительно вида образовавшегося долга.

В свою очередь, ДЗ относительно сроков тоже делится на свои группы, конкретнее:

  1. Краткосрочная ДЗ. Планируется быть погашенной в сроки до 1 года.
  2. Долгосрочная. Погашение свыше года.

Существует вид ДЗ по долгам:

  1. Нормальная. Произведено погашение ранее установленных сроков.
  2. Просроченная ДЗ. Покупатель не оплатил получение товаров или услуг в срок, установленный по договору.

Просроченная ДЗ делится на такие виды:

  1. Сомнительна ДЗ. Долг, что может быть не погашен в срок, оговоренный договором. Возникает в связи с неустойчивым финансовым положением контрагента, или по другим причинам. Но еще имеется шанс на её погашение.
  2. Безнадежная. Определение безнадежной задолженности говорит само за себя. Как пример: контрагента объявили банкротом, поэтому ДЗ можно считать невозможной к возврату, и является безнадежной. Либо деятельность фирмы закончилась ликвидацией, что тоже говорит о возможном списании долгов.

Самый лучший вариант для предприятия – наличие нормальной ДЗ. На этапе возникновения сомнительной ДЗ, компании рекомендуется сформировать резерв для покрытия этого вида долга. Это действие обязательно должно быть отражено в учете.

Важно знать! В тех случаях, когда контрагент должен компании, а также сама компания должна контрагенту, резерв не формируется на указанную сумму. Есть возможность формирования резерва на разницу.

Списание безнадежных долгов

Статья 266 Налогового кодекса РФ дает определение безнадежного долга должника. Выше мы давали характеристику — контрагент-банкрот, следовательно, ДЗ считают невозможной к возврату и обозначают, как безнадежная.

Такая задолженность списывается с учета при следующих возникших обстоятельствах:

  1. Должник ликвидирован. Имущества недостаточно для погашения всех долговых сумм.
  2. Банкротство неплательщика.
  3. Случаи, при которых по ДЗ истек срок исковой давности. Срок давности считается истекшим при 3-х и более лет после последнего погашения долга.

Списаны будут только просроченные долги.

Методы списания ДЗ

Списание дебиторской задолженности проходит в несколько этапов.

Дебиторской долг компании должен обязательно подвергаться частой ревизии с целью вести контроль над ним. Проводить инвентаризацию ДЗ один раз в год недостаточно.

Руководителем компании создается распоряжение о назначении ответственных лиц в инвентаризационную комиссию. Помимо этого, в распоряжении фиксируются данные о причине проведения инвентаризации и ее сроках.

Важно знать! При проведении инвентаризации будут затронуты такие счета бухгалтерского учета: 60, 62, 76. С целью получения детального анализа необходимо рассмотреть каждого контрагента и каждый договор, заключенный с ним.

Результат по проведению инвентаризации должен быть отражен в документации, а именно в форме ИНВ-17. Посмотреть образец заполнения можно тут. Не обязательно придерживаться именно этого образца, можно добавить свои пункты и убрать лишние. Главное, чтоб акт инвентаризации, его образец, был зафиксирован в учетной политике компании и согласован с руководством.

Кроме инвентаризации, должен оформляться и подписываться руководством фирмы приказ на списание просроченной безнадежной задолженности с истекшим сроком давности. О документальном оформлении списываемой ДЗ расскажем ниже.

Документальное оформление списания ДЗ

Образец приказа о списании дебиторской задолженности не имеет унифицированной формы. В связи с этим, имеется право у руководителя компании на утверждение своего, фирменного бланка.

Приказ должен содержать в себе такие моменты:

  1. Данные о сумме долга и основания возникновения.
  2. Данные договора по проведенной сделке.
  3. Данные о должнике.
  4. Причины, относительно которых будет списана задолженность, а также законодательная база, касаемая этого списания.

Как только руководитель фирмы поставит свою подпись на документе, он приобретет юридическую силу. К приказу в обязательном порядке прилагают документацию, подтверждающую необходимость в списании ДЗ. В “теле” приказа фиксируют порядок списания: с резерва, либо же относят на затраты компании.

Приказ о списании дебиторской задолженности (образец) скачать тут

Отражение списания ДЗ в учете

После подписания приказа руководством и вступления его в силу, проводят списание, отражая в бухгалтерском учете. При этом учет по проводкам будет выглядеть так:

Дебет 63 Кредит 62, 76 — списание с резерва по сомнительным долгам. Кредит — это счет конкретного контрагента.

Дебет 91 Кредит 62, 76 — списание на прочие расходы.

В налоговом кодексе РФ фиксируется, что долг признан организацией безнадежным и списан. Он должен на протяжении 5-ти лет иметь отражение на забалансовом счете организации 007. Этот счет учитывает долги неплатежеспособного дебитора, которые списаны в убыток.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector