Просроченная дебиторская задолженность — что это и сколько месяцев можно не платить

Существует такое понятие, как просроченность дебиторской задолженности. Но, несмотря на его популярность, далеко не все понимают, что именно обозначает это понятие, и в какие моменты его использование становится целесообразным. Как правило, просроченная дебиторка есть на счетах любых компаний, и обозначается как ПДЗ. Нередко компании, ведущие тесные партнерские взаимоотношения, готовы идти на уступки своим партнерам, предлагая им возможность получить услугу/товар в долг. Кроме того, дебиторский долг может быть взаимным, когда долг есть у обеих сторон. Но в какой момент задолженность считается просроченной? Если деб. задолженность была просрочена, а ее размер стал больше, это говорит о финансовой нестабильности компании и том, что нужно предпринимать какие-то меры во избежание более сильного ухудшения ситуации.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 455-12-41 Москва, Московская область
+7 (812) 426-14-65 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 550-52-79 Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Какой дебиторский долг считается просроченным

Дебиторская задолженность – это сумма денег, что фирма должна получить от поставщиков/клиентов/ контрагентов в качестве оплаты уже переданных товаров или оказанных услуг. Это привычное явление при ведении активной хозяйственной деятельности, особенно, если у компании доверительные отношения с клиентами и она готова оказывать услуги/продавать товары, так сказать, в кредит. Отношения между сторонами могут быть следующими:

  • должник получает возможность пользоваться дополнительными бесплатными оборотными средствами;
  • кредитор может расширить свой рынок сбыта, предлагая более выгодные условия сотрудничества.

В общем, все получают выгоду от сотрудничества, пусть в долг. Но проблемы возникают, когда долги переходят в категорию просроченных. Для начала рассмотрим, что такое просроченная деб. задолженность, и какие у нее признаки.

Признаки просроченного дебиторского долга

Задолженность – это средства, что не были перечислены компании за услуги/товары, но которые числятся на балансе. Причем долгом могут считать как фин. активы, так и имущественные права. Но по-настоящему просроченной деб. задолженностью считают только те долги, которые отвечают признакам. О том, какие это признаки, догадаться несложно. Если долг не возвратили вовремя (до той даты, что описана в договоре), он будет числиться просроченным. Обычно доли нужно вносить ежемесячно, и если одна из долей не была внесена в обозначенное время, такой долг тоже могут называть просроченным.

При нарушении графика или сроков, виноватой стороне начисляются штрафы/пеня (штрафуют на фиксированные суммы, хотя просрочка может быть в процентном соотношении). С какой-то стороны просрочки могут принести компании дополнительные доходы. Но если уходит исковая давность, дебиторка переходит в раздел безнадежной. Для этого она должна отвечать следующим признакам:

  • истекла исковая давность;
  • сроки оплаты долга истекли;
  • должник ликвидирован/признан банкротом.

Стандартно по долговым обязательствам возбуждают исполнительные производства. Но это не значит, что оно позволит вернуть деньги. Иногда случается, что приставы-исполнители прекращают производство, так как взыскать долг невозможно. Таким образом, деб.задолженность становится невозвратной. Обычно такое решение выносится, если не известно, где должник или у него нет денег/имущества, чтобы эти средства вернуть.

Через сколько месяцев задолженность считается просроченной

Обычно задолженность оплачивается ежемесячными платежами. Именно потому важно знать, сколько месяцев можно не платить, чтобы долг считался просроченным. В данном вопросе есть несколько нюансов. Задолженность, определяемая просроченной, становится такой сразу после просрочки платежа. Именно тогда отсчитывается срок исковой давности, составляющий три года. На протяжении этого времени можно подавать иск на возврат долга. Если иск не подадут в суд, получить средства обратно станет невозможным, и долг признают безнадежными.

Если долг появляется в ходе классического операционного цикла (оговаривается отдельно или стандартно составляет год) и гасится не позже 12 месяцев согласно дате баланса, он называется текущим или краткосрочным. Если период больше, тогда такой долг считается долгосрочным.

Спланировать график платежей по подобным долгам должен менеджер или экономист предприятия. Если должник нарушает поставленные сроки, кредитор использует разнообразные превентивные меры. Они позволят снизить риск превращения сомнительной деб. задолженности в безнадежную. Бухгалтер должен внести в документы срок просрочки и остаток по долгу.

Сроки и способы погашения дебиторки

Стабильность фин. положения компаний зависит от дисциплинированности их клиентов и контрагентов. Если появляется просроченная задолженность, которая постепенно перерастает в стадию безнадежной, для компании это очень плохо. Чтобы вернуть такие долги, кредитору дается срок, равный исковой давности. Если должники не погасили долг за три года, они будут списаны. Основаниями являются инвентаризация или приказ руководителя.

Но прежде чем задолженность будет списана, необходимо:

  • подать в суд, чтобы получить решение-отказ присвоения кредитору суммы долга;
  • выполнить все законные меры, чтобы должник вернул задолженность.

Последний пункт особенно важен, поскольку просроченная деб. задолженность наносит кредитору достаточно сильный ущерб. Эффективными вариантами решения вопроса списания кредитного долга считается:

  1. Долговые обязательства исполняются. Должник начинает выполнять свою часть обязательств, описанных в соглашении.
  2. Выплачиваются денежные средства. Это самый популярный вариант выполнения обязательств – компания выплачивает сумму денег, которую должна в том размере, что был оговорен в договоре. Правда, такой исход возможен, если у компании есть достаточно денег, что возможно не всегда.
  3. Инновации. Данный способ подразумевает изменение условий подписанного раньше соглашения, чтобы выплата долга стала более возможной. Если этого не сделать, должник возможно никогда не сможет вернуть задолженность. Или вместо оплаты части долга может быть предложена альтернатива – выполнение какой-то работы, услуги и т.п. Для этого стороны должны заключить новый договор, в котором прописать условия обновленного соглашения.
  4. Отступные. Данный вариант — идеальное решение для компаний, переживающих не лучшие времена и в связи с этим не имеющих свободных финансов. Обычно под отступными подразумевается передача какого-то имущества или недвижимости кредитору. Новые владельцы могут все это оставить себе или перепродать для получения финансовой компенсации. Обычно используется, если другие меры возврата долга не работают.
  5. Списание. Самая последняя и наименее желанная мера, которая применяется, когда вернуть долговые обязательства невозможно. Тогда деньги просто списываются, как будто их никогда и не существовало. Списывают долги, если закончилась исковая давность, стороны не могут выполнить обязательства или компания ликвидирована.

Интересный момент, касаемо срока исковой давности. Стандартно он составляет три года, но если стороны контактировали (письменно), срок начинает отсчитываться заново.

Основные виды просроченной дебиторки

Кредиторской задолженностью называют долги компании. Фирма может быть должна поставщикам, подрядчикам, персоналу, арендаторам и другим. Если она есть на балансе, с ее помощью можно увеличить оборотные средства и избежать производственных простоев, например, если на какой-то момент не будет своих свободных денег для сделки. Кредитная и дебиторская задолженность связаны, ведь если кредитный долг это то, что должны вы, то в случае с дебиторской – это то, что задолжали уже вам. Это средства, которые компания планирует заработать от заказчика.

Условно эту единицу можно разделить на нормальную и просроченную:

  • нормальной называют дебиторку, срок оплаты которой пока не наступил, но аванс получен (если это было предусмотрено);
  • просроченной называют дебиторку, срок оплаты которой уже наступил, но оговоренная сумма не была переведена на счет.

Но и в последнем случае не все так грустно, ведь просроченная задолженность условно разделена на подвиды:

   1. Сомнительная. Так называют долг, что не вернули вовремя и который не обеспечивается залогом, банковской гарантией или поручительством. Его еще могут вернуть.

   2. Безнадежная. Подобную задолженность вернуть, скорее всего, не выйдет. У этого долга истек срок исковой давности. Тогда любые обязательства между сторонами прекращаются. Кроме того, долг невозможно взыскать, если предприятие ликвидировано.

Итак, просроченная задолженность может быть возвращена или не вернется никогда.

Отражение просроченного долга в бухучете

Просроченную деб. задолженность отражают в составе бухгалтерской документации. Отражается эта составляющая в разделе оборотных активов и строчке с кодом 1230. При этом бухгалтерия проводит несколько операций по учету долгов, которые были просрочены:

  • инвентаризацию;
  • реализация резерва для подобных задолженностей;
  • списание.

В бухучете долги отражаются как сумма деб. остатков с разных счетов. Например:

  • 60 – сумм предоплаты предстоящей поставки;
  • 62 – оплата товаров/услуг/работы, которые были предоставлены, но пока не оплачены.

В этот перечень можно включить множество других счетов (68, 69, 70, 71, 73, 75, 76).

Учет предполагает включение деб. долга в оборотный капитал бух. баланса, где, помимо него, должны быть включены запланированные на будущее расходы, материально-производственные запасы и множество нюансов. Например, когда дебиторку должны погасить (обычно этот момент четко прописывается в договоре).

Как посчитать и списать долги

В бухучете деб. задолженность должна быть не только отображена, но правильно посчитана, и если в этом возникнет необходимость — списана. Списание происходит, если мероприятия по их взысканию результата не дали. К сожалению, такие случаи бывают гораздо чаще, чем хотелось бы, потому нужно подробнее изучить процедуру.

Об основаниях для списания мы уже говорили. Это могут быть:

  • инвентаризационные данные;
  • письменно обоснованные факты невозможности взыскания долга;
  • письменные указания руководителя компании.

Получив одно из этих оснований, начинается процедура формирования пакета документов для списания. Этот процесс регламентируется Положением о ведении бухучета:

  1. Сначала считают сумму долга. Чтобы это сделать максимально точно, проводят тщательную инвентаризацию.
  2. Составляется документ – Акт инвентаризации (форма NoИНВ-17).
  3. Подтверждается факт наличия долгов. Описывается, кому и сколько должны, сроки погашения и сроки просрочки.
  4. Составляется бух. справка, где указываются реквизиты должников, суммы обязательств, первичные документы, основания, дата формирования долга и документы, подтверждающие, что к должнику принимались меры для возвращения долга.
  5. Выдается приказ о списании. Сделать это должен руководитель предприятия. В приказе описываются разные факторы – какую сумму списывают, кто за эту сделку ответственен и т.п.

Если нужно поработать с сомнительной задолженностью, нужно учитывать особенности этого процесса. Эти долги списываются как внереализационные расходы. В случае ликвидации компании нужно взять справку из Единого реестра о выбывании компании. Тогда налоговая не сможет оспорить.

Эффективные способы взыскания

К сожалению, далеко не всегда доверительные отношения между сторонами сделки, где услуга оказана, а деньги должны быть заплачены позднее, себя оправдывают. Бывают случаи, когда свои средства нужно возвращать практически с боем. Именно потому рассмотрим несколько эффективных мер для возврата задолженности:

  1. Договорной. В данном случае можно пообщаться с контрагентом. О серьезности намерений будут свидетельствовать штрафные санкции, проценты, неустойки и другие взыскания за каждый просроченный день. Как правило, риск существенного увеличения долга заставляет контрагентов поспешить с внесением платежа.
  2. Досудебные переговоры. Цель данного метода – поиск конструктивного решения для решения ситуации. Например, если финансовое состояние должника не в лучшем виде, могут быть предложены меры рассрочки/отсрочки платежей или изменения условий их выплат. Но идти на уступки должнику обычно выгодно, только если это постоянный клиент и ему можно доверять.
  3. Судебное разбирательство. Это самый популярный и эффективный метод возвращения денег. Его недостаток – время, которое нужно потратить для достижения нужного результата. К тому же оплата судебных издержек часто недешевое удовольствие. Зато, если решение будет в пользу истца, долг практически гарантировано взыщут.
  4. Уголовно-процессуальный. Неплохой пример, когда можно использовать данный метод, если поставщик отказывается отправить товар, за который уже заплатили. Обратиться в уголовные органы можно, даже если начинается процедура банкротства. Такое поведение явно подозрительно и свидетельствует о мошенничестве.

В любом случае, если есть возможность долг взыскать, нужно это делать. Не важно, крупная это сумма или нет.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 455-12-41 Москва, Московская область
+7 (812) 426-14-65 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 550-52-79 Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)
Поделиться:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Adblock detector