Электронная подпись для аукционов и торгов по банкротству — что это такое и как ее купить

После того как человека признают банкротом, следующий серьезный шаг – распродажа его имущества с целью покрытия хотя бы части долгов. Для того чтобы поучаствовать в этих торгах, заинтересованным лицам обязательно понадобиться электронная подпись. Эта подпись нужна не только участникам торгов, но и их организаторам. А её получение связано с бумажной волокитой, которой становится в разы больше, если не воспользоваться электронной подписью.

Имея электронно-цифровую подпись, она выступает идентификатором личности. При этом используют ЭЦП и для аукционов по банкротству. Проще говоря, это закодированная подпись человека, которая поможет обеспечить юр. силу участия в торгах по банкротству. Получив ЭЦП, лицо сможет безопасно совершать покупки на корпоративных, коммерческих или гос. электронных торговых платформах, а также совершать разнообразные бизнес-задачи.

Что такое электронная цифровая подпись

В век современных технологий, чтобы подписать документ совсем не обязательно иметь ручку или даже сам документ (в его бумажной форме). Как альтернативу используют электронную подпись. Она не является чем-то предметным. Это электронный гарант, что дает определенные права.

ЭЦП – это аббревиатура, от «электронная цифровая подпись». Кстати, если раньше использовалась просто аббревиатура ЭП, что было непрактично, так как она может характеризовать множество других понятий, как для примера, «электрическая плита» и другие. Так что теперь не обязательно ставить подпись «от руки», поскольку её электронный эквивалент обладает такими же полномочиями. Документы с ЭЦП имеют юр. силу. Это значительно ускоряет и делает аукцион о банкротстве удобнее для рядовых пользователей.

ЭЦП дает юридическую силу документам, что находятся на цифровом носителе. Впервые их начали использовать в России ещё в 1994 году, но впервые подвергли регулированию в 2002. Правда закон был очень расплывчатым и толковался неоднозначно. Но когда в 2011 году на электронный документооборот перешли госструктуры, и всем должностным лицам присвоили ЭЦП, и в регулировании этой отрасли возникла серьезная необходимость. А в 2012 году процесс выдачи подписей глобализировали, потому получить электронный её эквивалент может буквально каждый.

Разновидности ЭЦП

Существует несколько разновидностей ЭЦП:

  1. Простая.
  2. Усиленная.

Но прежде чем выбрать какую-то одну, нужно уточнить, что усиленную подпись разделяют на ещё несколько видов:

  • неквалифицированная;
  • квалифицированная.

У каждой из этих подписей есть своя особенность, но если простая и усиленная неквалифицированная подписи считаются аналогами обычной графической подписи человека, то усиленная квалифицированная подпись сравнима по важности не только с графической подписью, но и «мокрой» печатью. Именно усиленная квалифицированная подпись используется на площадках, где проходят торги по банкротству. Но только на аукционах где предоставляется возможность покупки недвижимости, машин и т.п.

Рассмотрим подробнее.

  1. Простая, как понятно из её названия, обладает достаточно низкой степенью защиты. Единственное что она делает – помогает определить владельца этой подписи, но не защищает документы от подделывания и т.п.
  2. Усиленная неквалифицированная получается вследствие криптографического преобразования данных, используя ключ электронной подписи. С её помощью можно определить лицо, оставившее подпись на электронном документе и узнать, если в документ после подписания вносились правки. Она имеет среднюю степень защищенности. Для использования подписи нужен сертификат и проверка.
  3. Усиленная квалифицированная. Она считается самой надежной подписью, сохраняя универсальность и удобство предыдущих вариантов. Документ, который был подкреплен этим видом ЭЦП, имеет те же свойства что и настоящие бумаги, на которых стоит реальная подпись человека. Эта подпись работает без других соглашений или регламентов.

Каждая разновидность ЭЦП имеет область своего применения, но как уже говорилось, только усиленный вариант позволяет принимать участие в торгах по банкротству, где распродают дорогостоящее имущество.

Где применяются ЭЦП

При использовании ЭЦП можно выполнять множество задач:

  • использовать для участия в торгах или тендерах по банкротству;
  • участвовать в общественных организациях;
  • получать гос. услуги на едином портале (для примера, дистанционно поставить машину на учет);
  • применять личный кабинет налогоплательщика;
  • пользоваться виртуальным кредитованием для физлиц;
  • дистанционно регистрировать документы как ИП;
  • аккредитоваться в ФГИС Росаккредитация.

Но, пожалуй, важный нюанс – получение права участвовать в торгах, связанных с банкротством. Для примера, стать участником торгов можно здесь:

  1. «Сбербанк-АСТ». Занимается продажей, арендой и приватизацией имущества банкротов.
  2. Аукционы. Среди наиболее крупных «Аукционы Сибири», «АукционЦентр», ЭТП «Аукционы Дальнего Востока», «Аукционный тендерный центр», «Поволжский аукционный дом» и другие.
  3. Торговые платформы. Самые популярные – «Российский аукционный дом», «Уральская Электронная Торговая Площадка», «Всероссийская ЭТП», «Объединенная ТП», «Открытая ТП» «Межрегиональная ЭТП», «Сибирская торговая площадка» и другие.
  4. Тендеры. ЭТП «uTender», «ТендерСтандарт», «Владимирский Тендерный Центр» и другие.

Также поучаствовать в торгах связанных с банкротством можно на портале «Фабрикант», «Electro-torgi.ru», «kartoteka.ru», «Системе Электронных Торгов Имуществом», «Национальной электронной бирже» и т.п.

Как получить ЭЦП для торгов по банкротству

На территории России больше 6 тысяч ЭТП и гос площадок, где реализуется имущество лиц, признанных банкротами. Но на все торговые площадки от потенциальных клиентов требуется наличие ЭЦП, причем с максимальной областью действия. Кроме того, в аукционе или тендере могут принимать участие не только обычные люди, но и крупные компании, у которых, в большинстве случаев, ЭЦП уже имеется.

Чтобы получить ЭЦП для торгов связанных с банкротством, её можно заказать на сайте УЦ, предварительно заполнив соответствующую форму на заявку:

  • указать ФИО;
  • вписать email;
  • предоставить телефон;
  • внести комментарий;
  • ввести код;
  • нажать «Оставить заявку».

Обычно достаточно часа чтобы оператор УЦ связался с заявителем для прояснения дальнейших действий. Обычно следующий этап заключается в оплаты счета, чтобы подтвердить заявку (скан копия квитанции). Когда эта процедура выполнена, нужно собрать документы, после чего принести их в центр выдачи. Когда документы будут готовы, выдадут сертификат на ЭЦП.

Сколько стоит сделать ЭЦП

Чтобы получить простую ЭЦП достаточно пойти в центр, где оказываются подобные услуги, купить электронный носитель и записать на него подпись. Это займет около получаса, а цена самого носителя до тысячи рублей.

Чтобы получить квалифицированную ЭЦП, которую можно использовать на торгах при банкротстве, нужно обратиться в специализированные аккредитованные ФСБ-центры. Но в данном случае оформление подписи не такое быстрое. Здесь придется подождать от одного до трех дней.

Тарифы на оформление ЭП формируется из нескольких параметров:

  • Цены электронного носителя, который будет использоваться – если использовать квалифицированную ЭЦП, лучше покупать носители подороже (2500 рублей).
  • Цены ПО – от 650 рублей до 1500 рублей.
  • Цены сертификата ключа подписи. Тарификация зависит от того, к каким ресурсам он открывает доступ. Наиболее простой ключ, например к гос. информационным системам, стоит 1500 рублей. Доступ к ассоциациям ЭТП от 3500 рублей. То есть, тарифы могут существенно отличаться. Усиленная квалифицированная ЭП от 3000 рублей, а с доступом к ЭТП от 5 тысяч рублей. Но у каждого центра свои расценки, и они немного отличаются.

Есть и дополнительные услуги, за которые нужно платить. Например, если нужна ускоренная выписка, она обойдется около 2500 рублей сверх указанной суммы. Для сопровождения сертификата нужно доплатить полторы тысячи рублей. А если потребуется выпуск дубликата, он будет стоить две тысячи рублей.

И это далеко не все дополнительные услуги, потому прежде чем покупать ЭЦП, нужно учитывать возможность лишних расходов.

Различные виды ЭЦП, особенности использования

Поскольку все торги, связанные с распродажей имущества банкрота, проходят исключительно через виртуальные площадки, без ЭЦП получить к ним доступ практически невозможно. Она используется для того чтобы платформа могла корректно распознать человека или юридическое лицо, вступающих в сделку.

Авторизация происходит с помощью закодированного ключа-файла, в котором заложена информация о клиенте. Этот файл делают специальные компании, предоставляя их клиентам в виде:

  • файла, хранимого на ПК;
  • флешки, где записана информация.

В первом случае экономятся деньги, так как не нужно тратиться на флешку, но могут возникнуть трудности, особенно если ЭЦП будет случайно удален или сломается ПК, и материалы невозможно восстановить.

Если же выбрать фрешку, риски значительно снижаются. Да и пользоваться таким приспособлением гораздо удобнее и практичнее. Накопители лучше защищены благодаря многоуровневой системе. С флешки сложнее удалить подпись или отредактировать её.

В зависимости от того кому выдают ЭЦП можно выделить несколько видов подписей:

  • для физических лиц;
  • для юр. лиц;
  • для индивидуальных предпринимателей.

Получив подпись, любое лицо может поучаствовать в торгах.

Преимущества ЭЦП

Она обладает массой преимуществ:

  • позволяет ускорить и упростить процесс обмена данных, особенно если нужно сотрудничать с кем-то за рубежом;
  • существенно сокращаются расходы, связанные с документооборотом;
  • гарантирует достоверность документации;
  • минимизирует риск финансовых потерь благодаря повышению конфиденциальности информационного обмена;
  • информация, имеющая коммерческий характер, находится в большей безопасности.

Но самое главное, позволяет приобрести имущество, которое распродают при банкротстве. А цена такого имущества может быть в два раза дешевле чем если бы продажа проходила при обычных обстоятельствах.

Где можно сделать ЭЦП

Оформить ЭЦП запросто в Удостоверяющем центре с лицензией ФСБ РФ. Здесь же можно получить, возобновить или отменить сертификаты ключей. Также в этих центрах поддерживают клиентов по вопросам связанным с использованием ЭЦП.

Если стремитесь завладеть ЭЦП, должны заполнить анкету и предоставить персональные данные, чтобы их обработали и подтвердили актуальность. После этого подписывается договор на оказание услуг Удостоверяющим Центром. Если личное обращение неудобно по разным причинам, можно временно обойтись обращением через сайт УЦ. Даже в этом случае подпись оформят достаточно быстро – процесс может занять около трех суток.

Но в каждом регионе есть свои Управляющие центры, адреса которых обычным гражданам, как правило, не известны. Узнать, какой из отделов находится ближе всего, можно на следующих ресурсах:

  1. Полный перечень УЦ представлен на ресурсе Федеральной Налоговой Службы ФНС РФ.
  2. Есть подобная информация и на Госуслугах.

Ещё один вариант получения ЭЦП – используя Универсальную эл. карту. Нужно при оформлении УЭК сказать сотруднику, что хотите получить цифровую подпись.

Документы

Зависимо от заинтересованной в эл. подписи персоны и будет собираться нужный пакет документов. Например, физическим лицам необходимо предоставить:

  • заявление на получение ЭЦП;
  • скан-копия паспорта, включая страницы, где находиться фото заявителя и страницы с пропиской;
  • скан-копия ИНН человека;
  • скан-копия свидетельства СНИЛС.

В случае если заявитель сам не может получить ЭЦП и доверяет эту процедуру кому-то ещё, нужно предоставить доверенность. Но при условии, что она была заверена нотариусом. Это единственный законный метод передачи полномочий от одного человека к другому.

Набор документов для юр. лиц заметно отличается.

  • заявление;
  • скан-копия свидетельства о регистрации юр. лица (это может быть ОГРН);
  • скан-копия ИНН;
  • нотариально заверенная копия выписки из ЕГРЮЛ;
  • скан-копия СНИЛС;
  • копия паспорта.

При получении подписи руководителем, дополнительно нужно принести бумаги о назначении человека на руководящую должность.

Если подпись понадобится ИП, нужны такие бумаги:

  • отсканированное свидетельство о регистрации;
  • отсканированное ИНН;
  • выписка из ЕГРИП (нотариально заверенная копия);
  • копия страховки СНИЛС;
  • копии паспорта с фото и пропиской;
  • заявление.

Дополнительно могут потребоваться и другие бумаги, потому этот момент нужно уточнять. Но, как правило, представленного списка будет достаточно.

Скачать бланк заявления на изготовление ЭЦП можно здесь

Работа с ЭЦП на компьютере

Получив подпись, нужно научиться ею пользоваться. А поскольку применяется она на персональном компьютере, разберемся, как это работает. Итак, получив ЭЦП в виде информации на носителе, нужно её перенести на компьютер, соответствующий минимальным требованиям:

  • как минимум, Windows 7, но желательно выше;
  • браузер для выхода в интернет – желательно использовать Google Chrome, Opera и другие популярные браузеры (смотрите внимательно, чтобы это были последние версии браузеров);
  • программу для защиты информации (вроде «CryptoPro CSP 3.6» или аналогичные).

Если все готово, осталось просто установить ЭЦП на компьютере. Дальше нужно следовать простейшим рекомендациям, и через несколько минут подписью уже можно будет пользоваться.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых ситуациях. Напишите нашему юристу о вашем конкрентном случае, это быстро и бесплатно.
Поделиться:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector