Как открыть ИП после банкротства, сколько длится запрет и можно ли его обойти
Содержание
Правовые последствия после банкротства должника, как физического лица, закреплены в ст. 213.30 закона № 127-ФЗ:
- запрет на 10 лет занимать руководящую должность в сфере кредитования и финансов;
- запрет на 5 лет руководить страховой компанией, микрофинансовой организацией, паевым инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом;
- запрет на 3 года занимать руководящую должность в любой иной компании.
Правовые последствия для ИП после банкротства немного отличаются от ограничений для физического лица, и закреплены в ст. 216 закона № 127-ФЗ:
- ранее оформленный статус индивидуального предпринимателя аннулируется;
- выданные ранее лицензии, патенты, разрешения прекращают действовать;
- запрет занимать руководящую должность в финансовой или кредитной организации в течение 10 лет;
- запрет занимать руководящие должности и заниматься предпринимательством в течение 5 лет.
Из этого следует, что беспрепятственно открыть ИП после банкротства можно только гражданам, которые обанкротились как физическое лицо. Если должник занимался коммерческой деятельностью, придется ждать 5 лет от даты, когда суд вынес решение признать неплательщика финансово несостоятельным.
Когда можно открывать ИП
Сколько нельзя открывать ИП после банкротства полностью зависит от статуса, под которым проводилась судебная процедура.
Для регистрации ИП не нужно ждать 5 лет, если человек, имея статус предпринимателя, не имел задолженности по ИП на момент судебного разбирательства, и обанкротился как обычный гражданин. Но в данном случае, если задолженность была по налогам, ФНС может подать иск и настоять на том, чтобы должник обанкротился именно как предприниматель. Поэтому имеет смысл заранее закрыть ИП до того, как в арбитражный суд будет подано заявление о финансовой несостоятельности. После можно снова открыть.
Если у предпринимателя долги были, но он их полностью погасил, пятилетний запрет все равно будет действовать.
Что нужно, чтобы открыть ИП после банкротства
При оформлении статуса индивидуального предпринимателя от лица обанкротившегося человека и от лица человека, который никогда не терял платежеспособность, разницы практически нет. Действия для открытия ИП стандартные:
- снять копию личного паспорта гражданин РФ;
- составить заявление по форме № Р21001;
- составить заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (при необходимости);
- оплатить государственную пошлину и сохранить квитанцию;
- подать перечисленные документы в территориальный орган ФНС;
- ожидать решения в течение 5 рабочих дней.
Не всегда, но в ФНС могут запросить копию решения суда о банкротстве, поэтому желательно и ее сделать заранее.
После государственной регистрации налоговая служба выдает предпринимателю лист записи ЕГРИП и уведомление о том, что физическое лицо теперь состоит на учете.
Последствия ведения незаконной деятельности
Наказания именно за открытие ИП после банкротства законом не предусмотрено. Но если гражданин не будет соблюдать сроки, когда можно открыть ИП официально, и начнет заниматься коммерческой деятельностью без регистрации в ФНС, ему грозит административная ответственность в качестве уплаты штрафа суммы от 500 до 2000 рублей. То есть, фактически идет наказание только за незаконную коммерцию. За ведение бизнес-процессов без статуса ИП наказание выше — штраф от 2000 до 2500 рублей и конфискация сырья, готовой продукции.
Если по причине ведения неофициальной деятельности людям, государству, компаниям причинен серьезный ущерб, оцененный в размере не менее 2 250 000 рублей, неофициального предпринимателя могут привлечь даже к уголовной ответственности по требованию ст. 171, ч. 1, УК РФ. Под уголовной ответственностью подразумевается уплата штрафа в сумме до 300 000 рублей, в размере заработной платы за 2 года, обязательных работ до 480 часов или заключения под арест сроком до 6 месяцев.
С 25 ноября 2020 года вступила в силу новая форма заявления для открытия ИП, в том числе и после банкротства. Теперь нужно указывать коды по ОКВЭД, основной и дополнительный из четырех цифр, а также обязательно указывается ИНН. В новой форме есть специальное поле, где нужно поставить отметку для получения документов о регистрации ИП в бумажном виде. Если отметки нет, документы придут по умолчанию в электронном виде.