Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере предприятия

Что несет в себе анализ дебиторской и кредиторской задолженности? Главная цель такой процедуры на предприятии — это узнать размеры дебиторских и кредиторских долгов, их возникновение, состав и влияние на финансовые показатели компании.

В России сложились такие рыночные условия, при которых стабильность компании в финансовой сфере — это залог ее выживаемости.

Чем лучше финансовое положение компании, тем более устойчивой она будет к любым изменениям в экономике и в стране. У стабильной компании будет множество преимуществ перед другими фирмами в получении кредитов, во вложении (привлечении) инвестиций, в выборе лучших кадров и поставщиков.

Необходимость анализирования ДЗ

В настоящее время дебиторская задолженность — это денежные расчеты между фирмами, либо фирмой и поставщиком, при которых имеется период времени между платежом и получением всех прав собственности на товар или услугу. При таких условиях, из оборота компании выводятся деньги и уходят в пользование другой компании. Это существенно подрывает способность предприятия платить, так как уменьшаются его финансовые ресурсы.

Компании необходимо четко понимать динамику дебиторской задолженности, ее увеличение или же уменьшение, при каких условиях это происходит. Все это проводится для того, чтобы понимать оборачиваемость капитала фирмы, с целью сделать стабильным ее финансовое состояние.

Необходимость анализа ДЗ в том, чтобы контролировать экономичное расходование денег, их рациональное и выгодное вложение. Все это способно существенно улучшить платежеспособность фирмы, увеличить ее капитал.

Показатели ДЗ и ее учет

Показатели ДЗ, которые рассчитывают при анализировании:

  1. Показатель средней ДЗ.
  2. Показатель оборачиваемости ДЗ.
  3. Показатель сроков погашения ДЗ. Чем больше сроки просроченной задолженности, тем больше период ее непогашения.
  4. Часть ДЗ в активах (текущих).
  5. Показатель доли сомнительной ДЗ (при увеличении этого показателя, снижается ликвидность).

Учет ДЗ ведется на таких счетах:

  1. 60. Расчеты относительно поставщиков и подрядчиков. Учитываются все суммы аванса и внесенных предоплат поставщикам.
  2. 62. Расчет с покупателями и подрядчиками. На этом счету фиксируются все суммы долговых сумм покупателей за товары, оказанные услуги.
  3. 68. Налоговые расчеты и расчеты по сборам. Все переплаты в бюджет и налоговые переплаты.
  4. 69. Суммы расчетов по соцстрахованию и обеспечению. Учет денежных сумм, которые были переплачены во внебюджетные фонды.
  5. 70. Суммы по заработной плате. На счету ведется учет денег по переплатам по заработной плате (на каждую переплату должно иметься объяснение).
  6. 73. Расчет со штатными работниками по другим операциям. Долги сотрудников по займам, нанесенному материальному ущербу.
  7. 75. Расчеты с учредителями. Долги акционеров по оплате доли в ООО.

Методы анализа ДЗ

Анализирование дебиторской задолженности осуществляется 2-я методами: сплошным и выборочным.

Применяют конкретный способ в зависимости от следующих факторов:

  1. Размеров долгов.
  2. Количества дебиторов.
  3. Количества расчетных документов.

Проводя анализ ДЗ вычисляют показатели, которые предоставляют информацию относительно исполнения долговых обязанностей покупателями. В самом начале работают над вычислением абсолютного показателя просрочки, в том числе просроченные долги, по которым прошел 3-х месячный срок с даты окончания полного погашения.

Важным значением есть показатель коэффициента оборачиваемости. Рассчитывают его по такой формуле — сумму выручки от продажи продукции делят на средний показатель ДЗ.

Следующим шагом находят период ее покрытия (погашения). Делят количество дней во взятом отчетном периоде на полученный коэффициент оборачиваемости.

Важно! Когда предприятие определило срок погашения, то данному показателю уделяют большое внимание. Так как чем он выше, тем в итоге больше шанс не возврата средств. Таким образом идет уменьшение ликвидности.

 

Методы анализа и учет кредиторской задолженности

Кредиторская задолженность также анализируется, и по ней ведется учет.

Показатели, которые рассчитываются при оценке КЗ:

  1. Средняя КЗ.
  2. Показатель оборачиваемости КЗ.
  3. Показатель периода погашения КЗ.

Учет ведется с использованием таких счетов:

  1. 60. Расчеты относительно поставщиков и подрядчиков. Учитывается задолженность по оплатам за товары и услуги.
  2. 62. Расчет с покупателями и подрядчиками. Денежные средства полученные от покупателей и заказчиков.
  3. 66. Все расчеты по краткосрочным кредитам и займам
  4. 67. Расчеты по долгосрочным займам.
  5. 68. Налоговые расчеты и расчеты по сборам. На этих счетах учитываются суммы долгов по налогам, а также другие долги в бюджет.
  6. 69. Суммы расчетов по соцстраху и обеспечению. Ведется учет сумм задолженности внебюджетным фондам.
  7. 70. Суммы по заработной плате. Все денежные средства, что начислены, но не выплачены: больничные, отпускные, начисленные з/п.
  8. 73. Расчеты с сотрудниками по другим операциям. Долги перед сотрудниками относительно выплат за использование собственности в рабочих целях (например, использование личного автомобиля).
  9. 75. Расчеты с учредителями. Ведется учет всех долгов акционерам.

Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Проведем анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере предприятия. В окончании анализа ДЗ и КЗ проводят анализ, беря во внимание такие показатели:

  1. Темпы роста (проценты).
  2. Оборачиваемость (обороты).
  3. Показатель периода погашаемости долгов (дни).

Смотря на результаты этого сравнения дают прогнозы относительно финансового состояния компании. Обычно, резюмируется всё рекомендациями такого характера:

  1. Вести контроль погашения просрочки.
  2. Вести учет соотношения кредиторской и дебиторской задолженности. Помнить, что увеличение ДЗ подвергает угрозе финансовое состояние фирмы.
  3. Улучшить практику относительно авансовых платежей. Инфляция “работает” так, что любые отсрочки в платежах приводят к тому, что компания недополучает прибыль.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector