Как работать с дебиторской задолженностью

Проводить четкий контроль дебиторской задолженности необходимо на постоянной основе. С помощью определенных действий компания сможет решить ряд вопросов и задач, избавится от ненужных растрат и сохранить финансовую стабильность.

Почти все фирмы имеют ДЗ. Но не все могут провести тщательную работу по взысканию долгов от контрагентов. Статья поможет проработать все тонкости и приемы в работе с ДЗ.

Как проводить работу с дебиторской задолженностью и где она отражается на балансе

Работа с дебиторской задолженностью требует четкой техники и контроля платежей от клиентов. Как работать с дебиторской задолженностью — расскажем ниже в статье.

Первое, что необходимо сделать компании — определиться с критической и нормальной суммой ДЗ. Это и будет индикатором в деятельности с контрагентами: критическая отметка будет показывать случаи, где необходимо усилить работу с должником по дебиторской задолженности.

Уместно написать положение по процессам с дебиторской и кредиторской задолженностью, где будет конкретно прописано, кто имеет право на подпись договоров с данными о последующей оплате, когда и на какую сумму контрагенту направляется письмо с напоминанием о необходимом погашении задолженности, кто в ответе за нормальный показатель ДЗ.

Работа с просроченной дебиторской задолженностью чаще всего не проводится компанией, либо нет ответственных лиц по этому вопросу. А лучше было бы систематизировать этот процесс. Каждый работник должен знать, что входит в его обязанности, и как работать с дебиторской задолженностью. Предлагаем три варианта возможных решений:

  1. Провести распределение по работе с долгом каждого контрагента между сотрудниками компании. Кто и какого контрагента мониторит, ведет переговоры и контроль по выплатам, пишет письма с претензиями, сотрудничает с приставами.
  2. Создать отдельное подразделение по работе с долгами контрагентов, проведению всех процедур по общению с неплательщиками. Провести тренинг по обучению работе с ДЗ.
  3. Все дела неплательщиков отдать юридической компании или агентству, занимающемуся подобной деятельностью.

Что касаемо уменьшения рисков по неуплате долгового обязательства, то этот момент необходимо решать на начальном этапе. Например, проверку контрагентов проводят перед заключением сделки. Необходимо изначально анализировать их финансовое состояние, чтоб быть уверенным, что контрагенты будут вам платить.

Учет ПДЗ (просроченной дебиторской задолженности) отражается на балансе кредиторов вместе с активами компании и денежными средствами.

Этапы в работе с ДЗ

Весь рабочий процесс с ДЗ можно разделить на следубщие этапы.

  1. Подготовительный этап. На этом этапе проводится проверка контрагента: его способность платить, финансовое состояние и надежность.
  2. Этап документальный. Проводят подготовку необходимой документации: договора и его условий погашения, санкций и прочего.
  3. Этап контроля. Проводят анализ исполнения контрагентом обязательств по договору.
  4. Этап оперативный. Проводят процедуры для снижения риска перехода задолженности контрагента в статус сомнительной или безнадежной.
  5. Этап взыскания. Работа с дебитором в суде.
  6. Заключительный этап. Списывают безнадежные долги, переводят задолженность в статус сомнительной.

Компания сама отслеживает и разрабатывает эти этапы.

Продажа дебиторской задолженности

Наступают моменты в деятельности компании, когда ей необходимо продать долг контрагента. Это может произойти в таких случаях:

  • возникла острая нехватка свободных средств, а дата возврата средств по договору еще не наступила;
  • появились данные о том, что контрагент может полностью не погасить долг (начинается банкротная процедура, появились данные об ухудшении его финансового состояния).

Перед тем, как продать долг дебитора, придется выполнить такие процессы:

  • поставить в известность должника о подписании договора цессии;
  • провести подготовку всей нужной документации;
  • провести учет по доходам и расходам по сделке;
  • проанализировать налогообложение.

Взаимозачет дебиторки и кредиторки

Если между дебитором и кредитором имеются долги, и эти долги взаимны, тогда можно рассматривать процедуру взаимозачета дебиторки и кредиторки — это и есть один из вариантов работы с долгами.

Чтобы провести взаимозачет, должно выполняться следующее:

  • срок давности по долгам еще не истек;
  • сопоставимость требований между дебитором и кредитором;
  • в договоре не должно быть запрета на такую сделку;
  • срок выполнения обязательств уже наступил.

Перед оформлением процедуры сверяют суммы по долгам. Оформляют путем соглашения или акта взаимозачета.

Важные моменты в работе с подотчетной ДЗ

ДЗ может возникать по подотчетным суммам в таких ситуациях:

  • в компании нет установленных норм выдачи денег под отчет, не определены сроки возврата;
  • произошло увольнение сотрудника без возврата подотчетных средств;
  • сотрудник в долгой командировке и не имеет возможности предоставить в срок отчет по деньгам.

Для стабилизации возврата денежных средств фирме следует применить подобные меры:

  • утвердить внутреннее положение о порядке предоставления средств под отчет;
  • путем приказа утвердить перечень лиц, которым средства выдаются на хозяйственные нужды;
  • назначение сотрудника бухгалтерии для проведения контроля по выдаче и возврату подотчетных средств.

Итоги плохой работы по долгам кредиторов

Если фирма не имеет налаженной работы с долгами, то она может столкнуться с такими трудностями:

  1. Потерять финансовую стабильность. Подрывать ее будут своевременно не уплаченные контрагентами денежные обязательства.
  2. Потерять хорошую репутацию перед поставщиками. Недостаток денежных средств будет влиять на своевременные оплаты предоставленных товаров либо услуг.
  3. Лишиться возможности двигаться в других направлениях деятельности.

Заключение

Практика показывает, что лучше дела у того кредитора, кто активен и настойчив относительно своих должников. Объяснение по этому поводу таковое — должнику проще отдать долг тому, кто напоминает о себе на постоянной основе.

У компании кредитора должен быть хороший имидж для контрагентов, а также внутри компании у сотрудников. Помимо этого, организация-кредитор должна и сама быть исправным плательщиком своих долгов.

Подведем итоги:

  1. Наличие ДЗ — нормальное явление в хозяйственной деятельности.
  2. Размер и состав ДЗ должен быть четко контролируемый и управляемый компанией.
  3. С должниками проводить работу строго по установленным нормам законодательства. Выбирать меры и способы воздействия согласно сложившийся ситуации.
  4. Иметь имидж надежного предприятия и выполнять, в том числе, финансовые обязательства со своей стороны.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых ситуациях. Напишите нашему юристу о вашем конкрентном случае, это быстро и бесплатно.
Поделиться:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector